В отличие от эпического «Властелина колец» и героического «Конана» книга «Последний единорог» вторгается в совершенно иные пласты человеческих фантазии. Написанная в более неторопливой и сдержанной манере, она более всего напоминает библейскую притчу, а никак не переложение мифологического текста или динамичные приключения группы авантюристов.
Основная тема книги — ностальгия по чудесам и сказкам из воспоминаний о детстве, когда мечты и реальность переплетались воедино, а жизнь представляла собой калейдоскоп ярких и радостных событий в мире, где рядом с людьми жили величественные и прекрасные единороги.
Более чем интересная идея и концепция книги, разительно отличающие от других образчиков жанра, привлекли к ней заслуженное внимание не только читателей, но и творцов из других сфер искусства.
Как и в случае с «Властелином колец», слухи об экранизации произведения П. Бигля появились почти одновременно с выходом самой книгой в 1968 году. Однако значительное время никто не решался браться за эту задачу и лишь в 1982 году свет увидел мультфильм «Последний единорог», созданный при активном участии самого Бигля (именно он занимался написанием сценария).
Студия Rankin/Bass Animated Entertaiment известна своими экранизациями фэнтези. На их счету два мультфильма по произведениям Дж. Р. Р. Толкиена («Хоббит» и «Возвращение короля»). Но всемирно известным шедевром суждено было стать именно «Последнему единорогу» — творению известных аниматоров Артура Рэнкина и Жюлля Бэсса, которые долгое время составляли достойную конкуренцию мейнстримовой «диснеевской» анимации на Западе.
Примечательно, что над «Последним единорогом» работала японская студия 'Topcraft', а финансировался этот проект из Великобратнии и Германии.
Успех фильма обусловлен прежде всего тем, что это удивительно гармоничная и целостная картина, состовляющие которой находятся в композиционном равновесии.
Визуальная часть является интересным сочетанием аниме и классической западной мультипликации. Плавная анимация, красочные, но при этом выдержанные в приятной цветовой гамме пейзажи, колоритный и оригинальный дизайн персонажей и интересные визуальные решения, которые смело можно назвать полноценными спецэффектами – вот, что прежде всего представляет собой «Последний единорог».
Неспроста 'Topcraft' впоследствии стала основой всемирно известной студии 'Ghibli' Хаяо Миядзаки, автора «Унесенных призраками», «Небесного замка Лапута» и других шедевров японского аниме.
В «Хоббите» и «Властелине колец» Рэнкин и Бэсс показали, насколько важен в мультфильме качественный саундтрек. В «Последнем единороге» они установили новый стандарт озвучивания фэнтезийного сюжета. Исполнителем всех песен, написанных для фильма композитором Джимми Уэббом, стала известная в то время рок-группа America.
В создании «Последнего единорога» приняли участие известные актеры. Старого короля Хаггарда озвучивал сам Кристофер Ли (один из самых ярких кино-злодеев), леди Альматею — Мии Фэрроу, неудачливого волшебника Шмендрика — Алан Аркин.
Благодаря удачному озвучиванию персонажей их образы, и без того нетипичные и яркие, стали еще глубже и интереснее. В «Последнем единороге» нет классических злодеев и героев, все персонажи многоплановые: обладают собственными идеалами, убеждениями и недостатками.
Также как и книга, фильм полон самоиронии. «Темный властелин» Хаггард, чье имя внушает ужас в сердца людей, живет в полуразвалившемся замке вместе со своим приемным сыном Лиром, где они исполняют обязанности стражников у ворот, тюремщиков в тюрьме и поваров на кухне.
Неторопливый, слегка медитативный, «Последний единорог» стал для многих людей неравнодушных к фэнтези, глубоким, интересным фильмом с отличным сюжетом и в качественном исполнении.